В российском автопроме появится собственный бренд производителя АКБ и накопителей – РЭНЕРА

В российском автопроме появится собственный бренд производителя АКБ и накопителей – РЭНЕРА

17 сентября 2021


«Росатом» запустит к 2026 году в Калининградской области на площадке Балтийской АЭС гигафабрику по выпуску аккумуляторов и конденсаторов-накопителей для 45 тыс. BEV


На этой неделе подписано соглашение о производстве литий-ионных аккумуляторных ячеек и систем накопления энергии между ООО «РЭНЕРА» («Росатом — Энергоаккумулирующие решения»), входящем в топливную компанию «Росатома» ТВЭЛ, и правительством Калининградской области.
1.jpg

Гендиректор РЭНЕРА Эмин Аскеров и губернатор Калининградской области Антон Алиханов дают интервью СМИ после подписания соглашения о реализации инвестиционного проекта

Технологическим партнером выступает южнокорейский производитель литий-ионных батарей Enertech International Inc., в число совладельцев которого РЭНЕРА вошла в 2021 году с долей в 49%. Объем финансирования не раскрывается, но в ТВЭЛ указывают, что, исходя из мировой практики, строительство 1 ГВт·ч производственных мощностей оценено в ~$100 млн. Более 60% капиталовложений планируется профинансировать из инвестиционного ресурса «Росатома» и средств партнера.

В ТВЭЛ сообщают, что первая российская гигафабрика, будет построена к 2026 году в 10 км от границы с Литвой на площадке Балтийской АЭС (ранее на ней планировалось сооружение двух реакторов ВВЭР-1200, однако, строительство было заморожено еще на стадии начала заливки бетона). В «Росатоме» также отметили, что ключевыми факторами в пользу выбора Калининградской области под площадку для строительства стали как возможность круглогодичного ведения строительных работ, так и уровень готовности территории и транспортная доступность.

Полная производственная мощность завода составит не менее 3 ГВт·ч в год (по суммарной емкости годового выпуска АКБ). При этом гендиректор РЭНЕРА Эмин Аскеров отмечает, что: «Сигналы, которые мы получаем от российского рынка, свидетельствуют, что запланированный нами год назад объем производства может оказаться недостаточными. Чтобы реализовать план развития электротранспорта, мы рассматриваем сценарий увеличения производственной мощности завода до 12 ГВт·ч».

По прогнозам Bloomberg, спрос на литий-ионные батареи к 2031 году вырастет в 10 раз и превысит 2 ТВт·ч. Доля России на мировом рынке накопителей должна к тому времени составить 1%.
ARGO.jpg
Импортозамещение уже началось, так в сентябре РЭНЕРА подписал соглашение с «АРМЗ Горные машины» об оснащении накопителями погрузочно-доставочных машин ARGO. До этого накопители для них поставлял французский партнер компании – Aramine.

Недавно РЭНЕРА представил новую продуктовую линейку: тяговую батарею для тяжелых грузовиков со сверхбыстрой зарядкой и накопитель для легковых электромобилей. Эмин Аскеров недавно рассказал, что: «В этом году подписано соглашение с КАМАЗом и «Россетями» о разработке комплексного решения по электротранспорту, зарядной инфраструктуре и сервису. Главная идея – сделать электротранспорт более доступным: городу не нужно инвестировать в электротехнику и инфраструктуру, а можно платить сразу за так называемый зеленый километр, стоимость которого рассчитывается из пробега электротранспорта и затрат на его обслуживание на протяжении всего жизненного цикла.
В сентябре запускаем пилотный проект в Белгороде, а в следующем году хотим опробовать там несколько десятков электробусов.
Ведем переговоры о поставках КАМАЗу, ПК «Транспортные системы» (ПКТС), «Транс-Альфа», которые выпускают электробусы, электромобили коммерческого и личного пользования. Изначально мы смотрели на зарубежный рынок как на приоритетный, но при глубоком анализе оказалось, что потенциальный рынок сбыта в России даже превышает наши планируемые объемы. Конечно, мы будем работать и с иностранными заказчиками. Интерес проявили Volkswagen и Volvo, сборка их автомобилей производится в нашей стране, и они хотят соответствовать требованиям локализации. Если они включат наши батареи в конструктив своих машин, то мы попадем в цепочку их поставщиков.
Основное направление работы с зарубежными игроками – формирование совместных предприятий, такие переговоры, например, ведутся с Индией».

В РЭНЕРА предполагается, что к 2030 году основная часть спроса на ее продукцию (до 95%) будет приходиться на тяговые АКБ для легковых (BEV – авт.) и легких коммерческих (LCEV) электромобилей, а остальная часть придется на АКБ для электробусов, а также средних и тяжелых электрогрузовиков.

В ТВЭЛ не называют партнеров в автопроме, но говорят, что ведут переговоры со всеми ключевыми участниками рынка — «как с теми, кто прямо указан в концепции развития электротранспорта РФ, так и с рядом других автопроизводителей, планирующих выйти на рынок, названия которых, к сожалению, не можем разглашать в связи с подписанными соглашениями о неразглашении».

В рамках недавно принятой «Концепции по развитию электрического транспорта к 2030 году» упоминаются действующие проекты по электробусам Группы ГАЗ («ГАЗель e-NN», которая уже вышла на маршрут в Нижнем Новгороде),
3.jpg
Группы КАМАЗ (КАМАЗ-6282 и КАМАЗ-6292) и компании Volgabus (Ситиритм 12 ELF), а также только запланированные к выпуску легковые городские электромобили. Например, проект электроситикара КАМАЗа «Кама-1», запуск серийного производства которого намечен ориентировочно на 2024 год, а также на создаваемое (пока еще вопрос не до конца улажен – авт.) на мощностях в Тольятти серийное производство электроситикаров под суббрендом Zetta. Единственный проект по производству электромобилей непосредственно в самой Калининградской области, исходя из «Концепции» – это запуск с 2023 года сборки легковых BEV на местном «Автоторе» под брендами Hyundai и KIA. Впрочем, корейский концерн HMC данных планов не только не подтверждает, но даже наоборот – утверждает, что сначала в России необходимо создать достаточно существенный по объему рынок электромобилей, чтобы их можно было производить рентабельно. На «Автоторе» же подтверждают планы организовать производство электромобилей, причем: «Возможно, нескольких моделей в тесном сотрудничестве с действующими партнерами, опираясь на обозначенные сроки и глубину технологии производства и руководствуясь предложенным подходом к определению «российского электромобиля». Представитель «Автотора» также подтверждает факт переговоров с «Росатомом» по данному вопросу и заинтересованность в проекте.

Эксперты отмечают, что льготные условия для ведения автобизнеса в Калининградской области могут компенсировать такое удаленное расположение анклава от основной территории страны, а также отмечают его достаточно удобную логистику по Балтийскому морю.

Прочие автокластеры в европейской части РФ расположены в Калужской (ПСМА и Volkswagen Group), Ленинградской (Hyundai и KIA, Nissan, Toyota), Московской (Mercedes-Benz) и Тульской (Haval) областях, а также в Москве («Рено Россия»), Нижнем Новгороде (контрактная сборка на АЗ ГАЗ для Volkswagen Group), Тольятти и Ижевске (АВТОВАЗ), а также ОЭЗ «Алабуга» («Соллерс-Форд») и Ульяновске (УАЗ). И, в принципе, все они так или иначе заинтересованы в поставках литий-ионных тяговых аккумуляторных батарей именно российского производства, так как с учетом высокой доли стоимости АКБ в конечной цене BEV, это сильно помогло бы процессу их локализации.

На КАМАЗе не отрицают, что «вели и ведут переговоры с «Росатомом» по потенциальному сотрудничеству в этой области». Концерн заинтересован в покупке тяговых батарей производства этой гигнафакбрики, «как и с любой другой российской площадки, готовой поставлять батареи при соблюдении параметров “цена-качество”». В Группе ГАЗ также подтвердают, что вели переговоры, отмечая, что «заинтересованность есть».
Реализация проекта способна дать мощный импульс для социально-экономического развития удаленных территорий Калининградской области, полагает губернатор региона Антон Алиханов.

Эксперт Дмитрий Бабанский из SBS Consulting говорит, что 3 ГВт·ч – это производство примерно обеспечивающее АКБ для 45 тыс. электромобилей, а перспективные 12 ГВт·ч – ~170 тыс. Г-н Бабанский считает, что со стратегической точки зрения доступа к экспортным рынкам расположение завода в Калининградской области – правильное, так как «исключительно российским спросом загрузить завод в обозримой перспективе – сложная задача». Согласно «Концепции», в 2026 году в России должна производиться 71 тыс. электромобилей, а к 2030 году – 217 тыс. Эксперт заключает, что: «Учитывая масштабы строящихся заводов и критическую значимость “эффекта масштаба” для литий-ионных аккумуляторов, также стратегически правильно целиться в 12 ГВт·ч».

Прочие эксперты по автопрому также отмечают экспортный потенциал гигафабрики, но в то же время указывают, что европейские автоконцерны нацелены на создание собственных производств батарей, по примеру Tesla Inc. и Volkswagen Group. Впрочем, они вполне допускают, что кто-то из других игроков европейского автопрома может пойти на покупку у стороннего производителя.

P.S. То, что российскому автопрому (включая и производителей «российских иномарок») в ближайшем будущем понадобятся литиевые аккумуляторные батареи и накопители (конденсаторы) отечественного производства – очевидно и несомненно, а вот потенциал экспорта таких тяговых АКБ непосредственно в Европу будет напрямую зависеть от сертификации гигафабрики по «углеродному следу» по стандартам ЕС, а также выходу на конкурентоспособное соотношение «цена+качество», т.е. в данном случае долговечность и экологичность производимых АКБ. Но как говорит китайская пословица: «Путь в десять тысяч ли начинается с первого шага».

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Пекин вложил в развитие производства электромобилей свыше $230 млрд

Пекин вложил в развитие производства электромобилей свыше $230 млрд

Вывод экспертов: Китай выиграл у Запада электромобильную гонку

26.06.2024

Ferrari строит завод для выпуска электромобилей, но и от гиперкаров с V12 не откажется

Ferrari строит завод для выпуска электромобилей, но и от гиперкаров с V12 не откажется

В Маранелло будут выпускать параллельно электромобили и суперкары с V12, пока их не запретят

21.06.2024

Империя нанесет ответный удар?

Империя нанесет ответный удар?

Китайские автопроизводители требуют от Пекина введения повышенных пошлин против европейских люксовых и спортивных автомобилей

19.06.2024

ВАЗ перезапустил подразделение коммерческих автомобилей «ВИС-Авто» в корпусе бывшего ОПП

ВАЗ перезапустил подразделение коммерческих автомобилей «ВИС-Авто» в корпусе бывшего ОПП

Производство АВТОВАЗа, простаивавшее свыше восьми лет, заработало в полную силу

18.06.2024

ЕС поставил свою автомобильную промышленность на путь вымирания

ЕС поставил свою автомобильную промышленность на путь вымирания

Рост таможенных пошлин ЕС на импортные китайские электромобили до 50% приведет к уничтожению европейского автопрома

14.06.2024

Итоги ПМЭФ-2024 по российскому автопрому

Итоги ПМЭФ-2024 по российскому автопрому

В Москве появится «ЗИЛ 2.0», у АВТОВАЗа новое моторное производство, а «Росатом» сделает свою электромобильную платформу

10.06.2024

На ПМЭФ-2024 дискутировали о дополнительных мерах господдержки российского автопрома

На ПМЭФ-2024 дискутировали о дополнительных мерах господдержки российского автопрома

Как государство помогает «второму рождению» российского автопрома?

06.06.2024

Возврат к списку