КАМАЗ намеревается начать в 2025 году выпуск городского электромобиля «Атом»

КАМАЗ намеревается начать в 2025 году выпуск городского электромобиля «Атом»

12 мая 2023


Российский электромобиль «Атом» дебютировал пока что только в виде концепт-кара


автор

Александр Климнов, фото yandex.ru


Накануне – 11 мая прошел первый показ перспективного российского электромобиля «Атом», который разработан челнинским стартапом АО «Кама», одним из соучредителей которого вступает концерн ПАО «КАМАЗ».
59010047.gif
На сегодня «Атом» представляет собой только концепт-кар в формфаторе компактного городского кроссовера, но создатель заявляет, что будущий серийный хэтчбек длиной 3998 мм будет выглядеть весьма схоже.

Электропаркетник «Атом» построен на оригинальной «тележке» отечественной разработки, для которой заявлены электромотор российского производства и тяговая батарея компании «Рэнера».

Напомним, что в 2020 году КАМАЗ уже показывал прототип компактного электромобиля «Кама-1». Это была разработка Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). Машина представляла собой проект бюджетного электромобиля (электроситикара) с ценой ориентировочно в районе 1 млн рублей, предназначенного в первую очередь для сервисов каршеринга и такси.

В серию «Каму-1» предполагалось запустить в конце 2021 года, однако, данный проект был отменен. Вместо него на КАМАЗе решили начать легковой электромобильный проект (электробусы и грузовые электромобили КАМАЗ – темы отдельные – авт.) с чистого листа, вот под него и была зарегистрирована новая организация – АО «Кама».
Zastavka_1.jpg
Хотя в «Атоме» явно просматриваются некоторые черты проекта «Кама-1» (на фото выше), но в реальности по технической начинке между ними нет ничего общего. Непосредственно бренд «Атом» был зарегистрирован «Роспатентом» осенью 2022 года.

Тогда многие СМИ уже поспешили назвать новинку конкурентом проекта E-Neva холдинга «Алмаз-Антей». В реальности же, судя по ТХ (о которых ниже), «Атом» – просто более доступная альтернатива.

Когда стартует серийное производство «Атома»?
Предсерийные прототипы «Атома» намереваются выпустить в конце 2024 года, а серийное производство планируется развернуть с 2025 года. Электромобиль планируется продавать не только корпоративным, но и частным клиентам.
20-1.gif
Так, АО «Кама» собирается выпустить специальные модификации «Атома» для каршеринга, такси и служб доставки. В версии для такси в салоне вместо переднего пассажирского сиденья может быть размещена дополнительная площадка для багажа (по типу лондонских электрокэбов LTI). На версии для служб доставка может быть оставлено единственное водительское кресло, а все пространство салона отведено под груз (очевидно место водителя может быть защищено как в случае такси, так и фургона – авт.).

Где будут производить «Атом»?
В последующем платформа «Атома» послужит основой для целого семейства электромобилей различных классов и назначений.

Разработчик пока что не указал на какой именно производственной площадке их будут выпускать. Данная информация должна быть обнародована в ближайшее время.
На сегодня в РФ имеется достаточно большое количество простаивающих автозаводов ушедших из страны иностранных производителей. Так, эксперты называют наиболее вероятным кандидатом бывший завод СП «Ford Sollers» в Набережных Челнах (который в свое время, кстати, выпускал микролитражки «Ока» – авт.). Его годовая мощность составляет 200 тысяч автомобилей в год, что для «Атома» представляется даже чрезмерным, если только речь не идет о всей серии на этой платформе в целом. Электромобиль планируется даже экспортировать на рынки Ближнего Востока и прочих стран Азии.

Кто ведет работы над проектом и как продвигаются работы?
В настоящий момент в разработке электромобиля участвуют ~500 человек, разбитых на 12 команд, работающих параллельно над своими задачами. Основные работы ведутся в головном офисе АО «Кама», базирующемся в Набережных Челнах. Часть специалистов также работают в инженерных центрах в Тольятти, Санкт-Петербурге и Москве. А еще группа даже в Китае. Руководителем российско-китайской команды разработчиков высоковольтной системы электромобиля стал Ларри Ванг, ранее работавший на Ford и Byton (китайский разработчик электромобилей). Общей разработкой «Атома» руководит Харальд Грюбель, развивавший проекты в Volkswagen, Mercedes-Benz и на АВТОВАЗе.

В соответствии с планом работ над проектом «Атом» до конца 2023 года будет вестись тестирование батареи (на основе литий-ионных ячеек), созданной совместно с компанией «Рэнера» (входит в ГК «Росатом»), а также подвески, рулевой системы и шасси. Сообщается, что высоковольтная архитектура «Атома» уже разработана. В настоящий момент ведется строительство лабораторий по калибровке, испытанию батарей, электроприводов, систем термостатирования и управления батареей. Для испытаний в августе этого года изготовят 13 экземпляров «Атома». Кроме того, «в скором времени» планируется объявить производственную площадку, на которой будет выпуск «Атома» в России.

Экстерьер «Атома»
Облик «Атома» по аутсорсингу разрабатывала итальянское ателье Torino Design, которое уже имеет опыт сотрудничества с КАМАЗом. Впрочем, экстерьер новинки вряд ли можно назвать слишком экставагантным, чего как раз можно ожидать от итальянцев. Бросается в глаза светодиодная полоса, проходящая через передок. Схожее решение, например, применяет Hyundai на последних моделях. Основные блоки фар размещены в углах бампера, что походе на многие современные кроссоверы. Задние фонари выполнены в виде единой полосы. Вся оптика, естественно, полностью светодиодная. По периметру кузова проходит защитный обвес из некрашеного матового пластика.
7-1.gif
Электромобиль выполнен без центральной стойки кузова, а двери второго ряда открываются против хода. Такое решение модно среди концептов, но в серии наверняка не сохранится, так как отсутствие центральной стойки резко снижает жесткость «жилой капсулы» кузова, что критически влияет на пассивную безопасность транспортного средства, да и управляемости не улучшает (так как жесткость кузова на кручение тоже снижается – авт.). Задние двери с задними петлями также требуют сложной системы блокировки (они должны закрываться раньше передних).
19-1.gif
Могут не сохраниться и выдвижные ручки дверей, которые на сегодня скорее принадлежность моделей премиального класса, типа Range Rover Velar, к тому же в наших условиях могут замерзнуть зимой после мойки кузова.

Интерьер «Атома» выполнен в минималистичном стиле
1-1.gif
Интерьер «Атома» выполнен в свойственной концепт-карам манере, т.е. предельно минималистично. Так, у «Атома» фактически отсутствует панель приборов. Все органы управления и экран, который совмещает функции приборного щитка и экрана мультимедийной системы, вообще, смонтирован на руле. В настоящий момент подобный подход применяется только на гоночных автомобилях. Кстати, схожее решение было и у предшественника «Атома» – «Камы-1».

В отделке салона повсеместно используется ткань, которой отделана и передняя панель. Такое решение (популярное в 1970-80-х) – не самое практичное, так что вряд ли серийный «Атом» его сохранит и его. Для облагораживания интерьера применена светодиодная амбиентная подсветка салона. Логично будет предположить, что модификации автомобиля для такси, каршеринга и служб доставки получат максимально удешевленный интерьер с легкомоющейся обивкой.

Какую тяговую батарею установят на «Атом» и кто ее производитель?
23-1.gif
Электромобиль «Атом» оснащен тяговой литий-ионной аккумуляторной батареей производства компании «Рэнера», входящей в состав госкорпорации «Росатом». На презентации была продемонстрирована ячейка такой батареи.

Опытные образцы АКБ будут проходить испытания в течение 2023 года, а их серийное производство будет налажено в 2025 году на «гигафабрике» РЭНЕРА в Калининграде. Отдельно подчеркивается, что аккумуляторная батарея «Атома» получит инновационную систему термостатирования, призванную не допустить быстрого разряда в зимнее время.
13-1.gif
На изображении выше видно, что электромобиль оснащен двумя разъемами для подключения зарядных устройств. Это позволяет говорить о том, что «Атом» будет поддерживать функцию быстрой зарядки (второй разъем как раз предназначен для подключения устройства быстрой зарядки).

Габариты электромобиля «Атом»
2-1.gif
Габаритные размеры кузова «Атома»: длина – 3995 мм, ширина – 1780 мм, высота – 1615 мм. Таким образом, новинка по своим габаритам относится к В-сегменту, причем, к одним из самых компактных его представителей.
9-1.gif
За счет укороченного капота и полутораобъемного силуэта «Атом» отличается достаточно просторным салоном, рассчитанным на перевозку пяти взрослых пассажиров.

Динамические показатели и запас хода «Атома»
Проектирование платформы «Атома» еще продолжается. Показанный на презентации прототип по словам создателей имеет привод на задние колеса. Впрочем, архитектура его платформы позволяет в будущем выпустить и полноприводную модификацию с электромоторами на обеих осях.

Кстати, не понятно способен ли продемонстрированный «Атом» полноценно передвигаться по дорогам общего пользования или это лишь ходовой макет для тестирования.

АО «Кама» не сообщает ни мощность электромотора «Атома», ни емкости его тяговой батареи. Однако сообщается, что в соответствии с техническим заданием, серийный «Атом» должен преодолеывать на одной зарядке АКБ до 500 км. Максимальная скорость заявляется на уровне 170 км/ч, а разгон да 100 км/ч – 7-ми секунд. Будут ли достигнуты эти показатели в реальности – покажет время.
E-Neva_SUV.jpg
Для сравнения, «Алмаз-Антей» для своего подключаемого гибрида (PHEV) E-Neva заявляет следующие показатели: 52-литровый баллон для сжатого водорода и АКБ емкостью 70 кВт·ч. Запас хода составляет 810 км. Возможна также подзарядка от бытовой электросети. Кроссовер оснащен полноприводной трансмиссией с тяговыми электромоторами на обоих осях. Их совокупная мощность составляет 320 кВт (435 л.с.). Чисто электрическая версия (BEV) без вспомогательного ДВС будет располагать запасом хода равным 463 км. Максимальная скорость составит 197 км/ч, а время разгона до 100 км/ч – 2,7 секунды.

Отсюда следует, что «Атом» с гораздо более скромными характеристиками заведомо относится к более бюджетному ценовому сегменту.

Оснащение и комплектации «Атома»
Если говорить об оснащении Атома, то пока официальные представители АО «Кама» рассказали лишь о его инновационной мультимедийной системе. Мультимедийный комплекс работает под управлением операционной системы собственной разработки, получившей имя Atom OS. Под нее разрабатывается свой маркетплейс (магазин приложений) «Atomverse». Последний позволит настраивать автомобиль по своему усмотрению (как именно – пока не говорится). Архитектура операционной системы будет открытой и позволит сторонним разработчиками создавать для Атома сторонние приложения, а владельцу – скачивать и устанавливать их по своему желанию. Защиту от вредоносных атак будет обеспечивать программное антивирусное обеспечение от «Лаборатории Касперского» (российского производителя антивирусов). Последнее включает в себя шлюз безопасности Kaspersky Automotive Secure Gateway (KASG), защищающий от взломов и обеспечивающий безопасное обновление.

Также сообщается, что Атом получит проекционный экран дополненной реальности (AR), отображающий на лобовое стекло электромобиля разнообразную информацию. Благодаря технологии AR HUD, на лобовом стекле будут отображаться стрелки и индикаторы, подсказывающие правильный маршрут поездки в соответствии с заданной в навигационной системе конечной точке маршрута. Они смогут подсвечивать видимые через лобовое стекло здания и ставить на них разнообразные метки и маркеры. Таким образом, «Атом» уже изначально будет интегрирован в транспортную систему, что позволит добиться главной цели проекта (цитата): «предоставить возможности новой городской мобильности, являющейся основой современного и технологичного образа жизни».

Естественно, что «Атом» должен будет получить комплекс систем активной безопасности ADAS (по-русски – «усовершенствованные системы помощи водителю»), разработанный ПАО «КАМАЗ». Пакет включает в себя систему удержания машины в полосе, ассистент следования в пробке, функцию автоматической парковки и системы распознавания дорожных знаков и прочих непредвиденных ситуаций.

О комплектациях и о том, какое еще оснащение получит электромобиль разработчик также пока не говорит. Можно лишь предполагать, что в списке оснащения товарного «Атома» окажутся полный комплект подушек безопасноcти и электропакет, подогрев сидений, руля и ветрового стекла, климат-контроль, несколько вариантов отделки салона, ABS+ESP.

Когда и по какой цене можно будет купить «Атом» у официальных дилеров?
Тех, кого заинтересовала новинка, в первую очередь волнует вопрос – сколько «Атом» будет стоить и когда его можно будет купить у официальных дилеров. Срок начала серийного производства (и очевидно продаж) указан как 2025-й. Сеть официальных дилеров для продажи и обслуживания Атомов еще только предстоит создать.

О ценах на «Атом» пока говорить преждевременно. На сегодня общественности был показан лишь далекий от товарной машины опытный образец. Серийный «Атом» точно будет значительно отличаться от того, что можно было видеть на концепте. АО «Кама» позиционирует новинку как «модель для среднего сегмента с упором на езду в городах», что подразумевает отнюдь не самый бюджетный ценник (одни электронные системы, которые пока что отечественными предприятиями не выпускаются, чего стоят – авт.).

Гендиректор «Атома» Игорь Поваразднюк заявил ТАСС: «Мы видим, что автомобиль [электромобиль] попадает в массовой ценовой сегмент, то есть он позволяет таксопаркам, например, позиционировать автомобиль как уровень «Комфорт» и «Комфорт плюс» <…>. С точки зрения ценового позиционирования для частных лиц мы будем чуть позже объявлять», что как раз подразумевает, что рассчитывать на низкую цену «Атома» не приходится.

Исходя из заявленных характеристик, ориентировочная стоимость «Атома» может уложиться 3-4 млн руб. (и это в нынешних ценах). Что же будет с рынком и покупательской способностью рубля через пару лет никто на сегодня, естественно, не знает. На привлекательность «Атома» для покупки как «физиками», так и юрлицами может влиять множество факторов: качество электромобиля, наличие государственных субсидий и многие другие факторы.

P.S. Хочется надеяться, что у такого гиганта как ПАО «КАМАЗ» с проектом «Атома» все пойдет более-менее по плану и проект не превратится в очередной приснопамятный «ё-Мобиль»…

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

«Москвич 8» впервые публично покажут 1 августа на выставке «Станция Манеж. Московский транспорт 2030»

«Москвич 8» впервые публично покажут 1 августа на выставке «Станция Манеж. Московский транспорт 2030»

На флагманский семейный кроссовер «Москвич 8» можно будет посмотреть в Манеже с 1 августа 2024 года

23.07.2024

Линейка КАМАЗ K5 пополнилась новыми модификациями

Линейка КАМАЗ K5 пополнилась новыми модификациями

С конвейера КАМАЗа стали сходить модификации КАМАЗ-54902 и КАМАЗ-65658 серии K5

15.07.2024

Под маркой Sollers будут производиться туристические автобусы

Под маркой Sollers будут производиться туристические автобусы

Компания СОЛЛЕРС анонсировала выход туристического лайнера Sollers SA9

12.07.2024

СОЛЛЕРС показал на ИННОПРОМ-2024 новый пикап Sollers ST8

СОЛЛЕРС показал на ИННОПРОМ-2024 новый пикап Sollers ST8

На выставке ИННОПРОМ-2024 состоялась премьера нового автомобиля Sollers ST8

09.07.2024

Второе поколение внедорожника BAW 212 представлено официально

Второе поколение внедорожника BAW 212 представлено официально

Второе поколение рамного внедорожника BAW 212 – от УАЗа к «Ленд Роверу»

13.06.2024

АМТ Н.В. показал на Comvex'24 гамму совместных грузовиков

АМТ Н.В. показал на Comvex'24 гамму совместных грузовиков

Российская компания АМТ Н.В. может объединиться с SAIC Hongyan

11.06.2024

В Россию приехал молодежный кроссовер GAC GS3

В Россию приехал молодежный кроссовер GAC GS3

Кроссовер GAC GS3 предложен по цене 2,3–2,65 млн рублей

10.06.2024

Возврат к списку