В понедельник франко-японский Альянс Renault-Nissan сообщил, что изменяет схему перекрестного владения акциями на равноправное
Александр Климнов, фото Reuters
После нескольких лет обсуждений компании Renault Group и Nissan Motor все же смогли договориться об изменении схемы перекрестного владения акциями друг друга.
Если до сих пор французам принадлежали 43,4% голосующих акций Nissan, а японцы в свою очередь владели только 15% неголосующих акций Renault, то теперь обе компании будут располагать равными пакетами по 15% акций друг друга, причем, обе стороны будут иметь право голоса. Оставшиеся 28,4% компании Nissan стоящие 3,8 млрд евро ($4,1 млрд) будут переданы Renault трастовому фонду без права голоса, а впоследствии они будут проданы новому собственнику.
В свою очередь Nissan обязался стать инвестором компании Ampere, которую Renault Group создала для разработки и производства электромобилей.
Сделка по реструктуризации альянса Renault-Nissan фактически развязывает Nissan «руки», а вот для французского автопроизводителя преимущества модернизации пока неясны и потенциально весьма ограничены.
Ведь участие Nissan в Ampere весьма условно, а анонсированные компаниями совместные проекты в Европе, Латинской Америке и Индии на данном этапе туманны. А то, что Nissan приобретает права голоса на свою 15-процентную долю в Renault, чего раньше у нее не было означает, что французам придется больше участвовать в принятии решений.
Общие проекты
Источники сообщили Reuters, что альянс рассматривает около пяти общих проектов, что относительно немного по сравнению листингом из 10–15 проектов, предложенным в прошлом году генеральным директором Renault Лукой де Мео для Nissan.
Инсайдер сообщил: «Помимо финансового аспекта, в настоящее время мало что известно о преимуществах сделки для Renault, которая заинтересована в участии Nissan в проекте Ampere, хотя бы ради его финансирования. Также интересно видеть развитие событий в Латинской Америке и Индии, где у них уже есть заводы и совместное производство как области, где они рассматривали проекты, связанные с рынками, транспортными средствами и технологиями. Но никаких цифр не приводится, так что эти планы остаются очень расплывчатыми».
Акции Renault упали после объявления о сделке.
Грегуар Лаверн из управления активами Cesga (акционера Renault) сказал, что рынок должен узнать больше: «И в некотором смысле это [сделка] знаменует собой провал первой версии альянса».
Более подробная информация будет обнародована в Лондоне 6 февраля, сообщили источники, близкие к этому вопросу.
Напомним, что Альянс Renault-Nissan, в который также входит младший партнер Mitsubishi Motors, сильно пострадал из-за «отставки» в 2018 году его вдохновителя и бывшего председателя Карлоса Гона на фоне громкого финансового скандала, но Гон (буквально по-шпионски сбежавший на историческую родину – в Ливан – авт.) до сих пор отрицает свои правонарушения.
Электромобили – настоящее испытание
Настоящим испытанием новой сделки, по словам источников, станет подразделение Ampere, потому что Renault, один из первых разработчиков электромобилей, заметно отстал от более новых и гибких конкурентов, таких как Tesla Inc. Илона Маска.
В Renault рассчитывают на то, что Ampere, который отделится от их традиционного бизнеса по выпуску традиционных автомобилей с ДВС (ICE) выйдет на IPO на фондовом рынке с первоначальной оценкой в 10 миллиардов евро, представив себя чисто электрическим игроком, и тем самым, сможет вернуться в «электрическую» гонку.
Еще один источник из автопрома сообщил: «Если Nissan вложит деньги и ресурсы в R & D, т.е. технологии и команды, то это будет довольно хорошим знаком для хотя бы частичного сохранения альянса, но пока это только ожидание. Восстановление Nissan права голоса в Renault означает, что деятельность Альянса теперь строго ограничена доброй волей японской стороны».
Аналитики, делающие упор на необходимость упрощения структуры Renault Group, были разочарованы в ноябре, когда де Мео заявил, что разделит французского автопроизводителя на пять автономных подразделений.
Тогда Renault Group объявила о планах по укреплению связей с китайским Geely Automobile Holdings, который приобрел большую долю в подразделении по выпуску двигателей внутреннего сгорания Renault, а также в Qualcomm и Google.
Открытые отношения
Компания Nissan Motor, которая, по словам источников, опасается делиться своими технологиями со слишком большим количеством посторонних, может счесть новую конфигурацию Альянса слишком открытой.
После роста более чем на 20% с начала года акции Renault упали более чем на 3% на дневных торгах в понедельник.
Ион-Марк Валаху из Clairinvest, также являющийся акционером Renault, сказал, что акции упали, потому что Renault Group «не предоставила обновленную информацию о том, когда они продадут свою долю [в Nissan], а также как именно будут реализованы различные подразделения Renault».
Одновременно Nissan опубликовал свою статистику за 2022 год. Так японская компания продала в прошлом году 3 млн 226 тыс. легковых и коммерческих автомобилей – падение составило весомые 20,7% и затронуло все ключевые рынки. Так, в КНР спрос сократился на 22,1% (до 1 млн 45 тыс.), в США – на 25,4% (до 729 тыс.), в Японии – на 0,5% (до 449 тыс., включая кей-кары), а в Европе – на 23,1% (до 286 тыс.). Кстати, с российского рынка компания Nissan ушла в октябре прошлого года, а теперь на ее питерском заводе будут собирать китайские модели под брендом LADA.
Группа Renault обнародовала свою статистику продаж за 2022 год еще 18 января. Так во всем мире было продано 2 млн 51 тыс. автомобилей компании, что всего на 5,9% меньше, чем годом ранее. Однако в данные показатели не были включены данные АВТОВАЗа и подразделения «Рено Россия», от которых французы отказались еще в мае 2022-го. Так, что с учетом этих российских активов продажи Renault Group в минувшем году упали на ~20% (до 2 млн 155 тыс.). Всего в прошлом году было реализовано 1 млн 455 тыс. (–7%) бренда Renault, тогда как румынскаяDacia (принадлежит Renault с 1999 года – авт.) показала рост продаж на 7%, до 574 тыс. машин.
P.S. Получается, что Renault, после вынужденной «отставки» Карлоса Гона утратило свое своего рода «моджо» и, после кадровой чехарды, фактически «уступило вожжи» в Альянсе японскому партнеру за туманное обещание вступления в электромобильный «амперный» проект, на что так и просится выражение «обещать не значит жениться»…
Объем производства ТС в РФ за 10 месяцев 2024 года вырос на 34,3% к 2023 году, но все еще на 45,6% ниже допандемийного 2019-го из-за обвала производства легковушек