Мечты Карлоса Гона окончательно разбились о переформатирование Альянса Renault-Nissan-Mitsubishi
8 февраля 2023
Планы Карлоса Гона по более тесному объединению Renault и Nissan окончательно рухнули после переоформления Альянса
Александр Климнов, фото производителя
Планы Карлоса Гона по более тесному объединению Renault и Nissan разрушились окончательно, поскольку компании выбрали независимые пути развития.
Реструктуризация альянса Renault-Nissan в пользу последнего – это не то наследие, которое имел в виду Карлос Гон.
В понедельник 30 января было заявлено, что Renault будет постепенно сокращать свою долю в Nissan (до 15% – авт.), что стало полным отказом от планов бывшего председателя по превращению франко-японского альянса в полноценный концерн, на создание которого бывший исполнительный директор потратил почти два десятилетия.
Вместо этого обе компании выбрали более независимые пути развития, чтобы лучше приспособиться к технологическим и географическим сдвигам, меняющим глобальную автомобильную промышленность.
Так, Renault разделяется на два основных направления, одно из которых ориентировано на электромобили (BEV), а другое – на традиционные автомобили с устаревающими двигателями внутреннего сгорания (ICE).
В свою очередь Nissan давно стремился к большей независимости, буквально начиная с тех пор как Renault спасла его в 1999 году от финансового краха своевременным вложением денег и направлением в качестве антикризисного менеджера Карлоса Гона.
Трудоголик бразильско-ливанского происхождения, проводивший большую часть своего времени в переездах между головными офисами и заводами французского и японского автопроизводителей, был связующим звеном, скрепляющим альянс, который в 2016 году расширился за счет включения компании Mitsubishi Motors.
До своего шокирующего ареста в 2018 году Карлос Гон стремился создать большой автомобильный концерн, чтобы противостоять лидерам отрасли Toyota Motor и Volkswagen Group, а также развивать электромобили и беспилотники.
Капитализация Renault в 2020-х (буквально кроме последних двух месяцев) фактически равнялась стоимости его 43-процентной доли в Nissan
Всего год назад рыночная капитализация Renault была ниже стоимости ее доли в Nissan, что стало одним из признаков того, что компания больше не работает так, как следовало. Но тем временем инвесторы поддержали видение будущего для Renault его генеральным директором Лукой де Мео, почти вдвое увеличив рыночную стоимость компании по сравнению с мартовским минимумом.
Мир автомобилестроения изменился с тех пор, как Гона арестовали за финансовые преступления, которые он отрицает, и «ушли» из компаний, в которых он когда-то доминировал.
Например, Nissan сейчас стоит меньше половины того, что было ранее, а все три автопроизводителя альянса потеряли $28,5 млрд совокупной рыночной стоимости.
Nissan превосходит по объемам производства Renault как минимум последние 10 лет, что также подогревало страсти японского менеджмента
Компания Nissan Motor сообщила о самых больших убытках за 20 лет в финансовом году после ареста Гона, став лишь третьим по величине автопроизводителем Японии после Toyota и Honda.
Хотя Renault и Nissan извлекли выгоду из совместных закупок комплектующих для снижения затрат на запчасти и сырье, но они так и не придумали как в полной мере использовать синергию своих инженерных ресурсов для создания общих автомобильных платформ.
При этом Nissan остался более крупным партнером в альянсе, опережая Renault по объему продаж. Компания из Йокогамы сделала большую долгосрочную ставку на технологию твердотельных тяговых аккумуляторов для электромобилей, еще не проверенную на массовом рынке.
Компании Mitsubishi и Nissan совместно производят и продают городские мини-электромобили, конкурируя с китайскими производителями и другими производителями, активно продвигающимися в этом направлении.
Обвинения, выдвинутыепротив Гона и бывшего директора Грега Келли, отвлекли внимание Nissan как и длительное внутреннее расследование и драматический побег бывшего председателя из Японии в конце 2019 года.
Переговоры о реорганизации альянса истощили управленческие ресурсы в то время, когда у Nissan заметно не хватало новых моделей, которые могли бы привлечь покупателей автомобилей.
Арест Гона также привел к уходу нескольких руководителей альянса, в первую очередь Хосе Муньоса, который сейчас занял место главного операционного директора Hyundai Motor.
Компания Hyundai на сегодня опережает Nissan по мировым продажам и стала третьим по величине автопроизводителем в мире.
Эта «шпионская история» также вызвала хаос в руководстве Renault, из-за которых французская компания осталась без постоянного генерального директора на 20 месяцев. Вскоре после ареста Гона на его место был назначен Тьерри Боллор, но продержался он всего год, после чего за ним последовал временный преемник, пока де Мео не занял пост в середине 2020 года.
Эра Гона также были отмечена тем, что Nissan направил сотни миллионов евро в казну Renault в виде дивидендов. Выплаты прекратились три года назад, когда Nissan начал агрессивно сокращать расходы, что стало болезненной потерей дохода для французского автопроизводителя, и только недавно выплаты были восстановлены, но уже в гораздо более урезанном объеме.
Добровольное сокращение заработной платы Гоном в 2011 году после того, как новые правила раскрытия информации в Японии спровоцировали попытки Келли и других найти способы удержать его и платить ему после выхода на пенсию, были получены согласно показаниям, данным в ходе уголовного разбирательства против Келли и Nissan. Этот судебный процесс завершился в прошлом году, когда с Келли сняли большинство обвинений, а Nissan заплатил штраф.
Бывший председатель альянса Карлос Гон утверждает, что его уволили, потому что он стремился максимально сблизить компании. Причем, имеются доказательства, подтверждающие эти утверждения, однако, его усилия явно имели неприятные последствия лично для него последствия.
В конечном итоге планы Гона, включавшие, том числе, присоединение к альянсу компании Fiat (точнее концерна FCA – авт.), так и не сбылись.
Изображение создано с помощью искуственного интеллекта по запросу «Nissan меняется ролями с Renault»
P.S. Шпионский детектив с арестом и последующимпобегом из Японии Карлоса Гона стал, пожалуй, главной кадровой сенсацией мирового автопрома в 21 веке. Владельцы Nissan, получившие из рук Карлоса Гона спасение на рубеже веков, отплатили ему «самурайской» благодарностью, засадив в кутузку после почти двух десятилетий правления, вынеся на суд «злоупотребления» (истинные или мнимые) иностранного топ-менеджера. Вот, только реальность показывает, что что-то не слишком Nissan процветает после ухода Гона – его харизмы определенно не хватает нынешним руководителям обеих компаний, разве что нынешний глава RenaultЛука де Мео все же сможет выполнить свои обещания и перевести компанию на электрические и беспилотные рельсы, однако, у Nissan теперь стало гораздо больше рычагов влияния на действия французского производителя.