Российский рынок легковых автомобилей и LCV вырос в 2018 году почти на 13%
14 января 2019
АЕБ констатировал успех российского рынка в 2018 году, но в 2019 году потребуется дополнительное ускорение
Александр Климнов, фото автора (графики АЕБ)
Сегодня состоялась итоговая конференция АЕБ по итогам 2018 года для российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей.
Результаты прокомментировал Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ г-н Йорг Шрайбер: «Декабрь, с продажами на 5,6% (до 175 тыс.) лучше по сравнению с прошлым декабрем (+9,2 тыс. машин), подвел итог года, отмеченного 12 месячным периодом непрерывного роста.
Таким образом, суммарно рынок в 2018 году достиг уровня 1,801 млн, что составило плюс 12,8% (205 тыс.) по сравнению с предыдущим годом.
Перспектива на 2019 год не столь ясна. Увеличение НДС и возможное ужесточение санкций США создают существенные риски и неопределенности на рынке, в особенности в первом квартале. Однако, основываясь на предположении о неизменности правительственной политики и неизменности поддержки автомобильного сектора, участники рынка ожидают, что фундаментально спрос будет достаточно устойчив для удержания уровня продаж и выхода на рост в течение года. С учетом этого наш прогноз на 2019 год по рынку пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России составлен с небольшим улучшением, а именно 1,87 млн, что на 3,6 % больше, чем в прошлом году».
Отвечая на вопросы представителей СМИ г-н Шрайбер констатировал, что российский рынок продолжает ориентироваться на автомобили класса SUV, которые заняли уже 41%, а в перспективе ближайших 2-3 лет доля этого сегмента может достигнуть и 50%, естественно, за счет сокращения прочих сегментов рынка. Кроме того, порядка 80% реализованных на российском рынке были произведены непосредственно на российских сборочных заводах.
Топ-10 марок перестроились под конец 2018 года
Лидером продаж всего года остается LADA с 360 204 ед. (+16%, что выше рынка) при том, что в декабре она показала рост только на 9% (хотя, это также выше рынка) до 35 407 ед. «Серебряное» место прочно и неизменно занимает KIA с 227 584 ед. (+25%) и 18 081 ед. (+37%) в декабре. Условную «бронзу» держит Hyundai, соответственно, со 178 269 ед. (+13%) и 15 075 ед. (+1%). Далее на 4-м месте – Renault с нулевым приростом до 137 062 ед. и лишь 9-м местом в декабре с 8097 ед. (–44% – антирекорд даже не в Топ-10, а во всей Топ-20), а на 5-м – с весьма большим отставанием Toyota со 108 492 ед. (+15%), и даже 4-я в декабре с 12 266 ед. (+13%) за счет моделей нового поколения. По году Volkswagen со 106 056 ед. (+19%) стал 6-м, но в декабре выбрался на 5-е место с 11 179 ед. (+8%). На 7-месте – Skoda с 81 459 ед. (+31%), а в декабре она лишь 8-я с 8184 ед., несмотря на прирост на 36%. Лишь чуть-чуть отстал от нее по году Nissan с 80 925 ед. (+6%) и 7-м местом в декабре с 8337 ед. (–2%). Далее, 9-й по году – ГАЗ LCV – 60 677 (+4%), но уже 6-й в декабре благодаря рывку на 26% до 8454 ед. Замыкает Топ-10 Ford и по году с 53 234 ед. (+6%) и по декабрю с 5746 ед. (+1%).
В пределах Топ-20 финальный рывок сделал, например, УАЗ с +22% до 5642 ед. против –1% по году (41 252 ед.). Более чем достойно выглядит лучший в Топ-20 по приросту результат Mitsubishi с +87% по году до 45 391 ед. и +49% в декабре до 5532 ед. В минусе в Топ-20 и по году (18-й), и в декабре (17-й) оказался Datsun, соответственно, –16% до 20 559 ед. и –12% до 2503 ед., а замкнул «двадцатку» Lifan с –11% до 15 097 ед. и –38% до 1320 ед. При этом Lifan – последняя на рынке марка с пятизначной цифрой продаж и даже преодолевшая планку в 15 тыс. машин за год.
Кстати, наивысший показатель роста по всему рынку за 2018 год у Chrysler – в 8,2 раза до 74 ед., а в декабре у HTM – в 11,5 раз до 23 ед. В числе главных неудачников более полугода числится Ravon (перешедший от GM в руки узбекского правительства), который с мая не продал ни одной машины и потерял 66% продаж (до 5184 ед.).
Доля АВТОВАЗа на рынке в 2018-м составила 20% против 19,5%, но для рынка в целом, это не столь однозначный результат – имеет место как бы «даунсайзинг» с пересадкой обедневшего населения с более дорогих брендов на бюджетныеLADA, к тому же в значительно мере реализуемые за счет льготного кредитования и лизинга, субсидируемых государством. Топ-5 моделей 2018 года
Бестселлером всего 2018 года стала LADA Vesta, усиленная версиями в кузове универсал SW и SW Cross, помогшими ей нарастить продажи на 40,2% до 108 364 ед. Однако в декабре, рестайлинговая серия LADAGranta (впитавшая в себя серию Kalina) снова была лидером месяца с 12 546 ед. (+12,8%) и второй по году с 106 325 ед. (+13,5%). Третье место неизменно за KIA Rio со 100 148 ед. (+3,6%) и 8642 ед. (+39,4%) в декабре. Четвертое место по году у Hyundai Creta с 67 588 ед. (+22,2%), а в декабре – у VW Polo с 5996 ед. (+7,1%). Пятерку замкнул по году – Hyundai Solaris с 65 581 ед. (–4,4%), а по декабрю – Creta с 5249 ед. (–11%).
Ожидаемое развитие рынка в 2019 году:
Неопределенности возникли уже со старта – пока непонятно как на спросе отразится повышение повышение НДС до 20%. С одной стороны данный фактор уже отработан рынком в последнем квартале прошлого года, став одним из основных стимулов сохранения достаточно высоких темпов роста рынка, с другой стороны ничего хорошего он рынку не сулит в первой половине 2019 года. Далее непонятно какой будет правительственная политика по отношению к автопроизводителям и рынку в аспекте роста утилизационного сбора и мер поддержки. Здесь г-н Шрайбер выразил сомнение как в обоснованности столь высоких утилизационных сборов и сверхжесткой процедуры сертификации импортируемых автомобилей под систему ГЛОНАСС, по которой надо подвергнуть краш-тестам (в том числе на боковой удар и переворачивание) три экземпляра каждой даже не модели, а модификации, что делает практически невозможным реализацию в стране дорогих малотиражных автомобилей – производитель вынужден будет перераспределить немалую цену уничтоженных автомобилей (иногда в десятки миллионов рублей) на остальные проданные, при том что объем их продаж может не превышать считанных десятков или даже единиц, что, естественно, делает их совершенно неконкурентоспособными. Это к вопросу, как в дальнейшем будет развиваться российский рынок.
Вывод АЕБ: рынок будет обедняться в плане разнообразия моделей, так все большее число присутствующих на рынке брендов будет торговать лишь 2-3-мя, а то и одной единственной моделью (преимущественно это будут SUV). Кроме того непредсказуемости рынку добавляет волатильность рубля, зависящая уже не только нефти, а даже в большей уже степени от очередного пакета антироссийских санкций, принимаемых странами Запада под давлением США.
Так, что начало 2019 года будет весьма трудным, в том числе и из-за высокой прошлогодней базы, так что без грамотной системы поддержки со стороны государства не обойтись. Больше шансов на восстановление продаж АЕБ видится во второй половине года, так как базовый спрос должен перевесить сумму неопределенности. Главные направления деятельности Комитета Автопроизводителей АЕБ в 2019 году
По заявлению г-на Шрайбера Комитет Автопроизводителей считает необходимым сохранить меры государственной поддержки отрасли, хотя по-прежнему они остаются неясными, Эффективность применения данных мер сможет быть гарантирована непосредственным участием представителей отрасли в их разработке.
Тревожным фактором также выступает возможное повышение утилизационного сбора, в связи с чем, Комитет настоятельно обращается к Правительству России с пожеланием объявлять о грядущих «реформах» заблаговременно, так как имеющаяся нервозность из-за неопределенности ни качества, ни прибыльности автобизнеса не улучшает. Еще одной проблемой, требующей безотлагательного решения, является двойная уплата утилизационного сбора за автомобили, произведенные или импортированные в Россию для рынков других стран-членов ЕАЭС.
Для автопроизводителей также сохраняется неопределенность регулирования локального производства, включая условия заключения СПИК, что осложняет процесс принятия и реализации важнейших решений по инвестированию.
Кроме того, Комитет считает, что несмотря на вполне определенную политику Правительства России по дальнейшему продвижению отечественного производства и сохранению благоприятных условий для отечественных производителей путем защиты рынка от готовых импортных моделей, справедливые и сбалансированные условия должны быть обеспечены для обоих видов продукции, так как собранные в России и импортированные модели предназначены для разных сегментов и риск «внутреннего каннибализма» по сегментам и объемам исключен.
По поводу электронных ПТС, которые должны быть введены с 1 ноября 2019 года, по мнению Комитета еще должна быть проделана достаточно большая работа и устранены все спорные моменты между участниками процесса, а конкретно между: государственными органами, оператором, дистрибьютерами и дилерами. Это требование ключевое для обеспечения бесперебойного продолжения продаж на рынке.
До настоящего времени в Закон «О защите прав потребителей» не внесены предлагаемые АЕБ изменения (по замене машин по гарантии и источникам запчастей), что ведет к дополнительным затратам и рискам со стороны дистрибьютеров и дилеров.
Комитет автопроизводителей поддерживает меры Правительства по наращиванию экспортного потенциала локализованной продукции. Автопроизводители из России заинтересованы в выходе на внешние рынки, но без достаточно серьезной поддержки государства финансами и более активной работе российских торгпредств за рубежом не обойтись.
Одним из главных положительных моментов минувшего года Комитет Автопроизводителей назвал подписание Меморандума о взаимопонимании между АЕБ и РОАД в октябре 2018 года. Целью Меморандума является создание справедливых, открытых и добросовестных правил конкурентного взаимодействия на рынке продаж легковых автомобилей Российской Федерации. Меморандум объединяет в форме единого документа Добросовестные практики автопроизводителей / дистрибьютеров и официальных дилеров. К концу 2018 года более 50% членов Комитета присоединились к Меморандуму.
В числе других задач: поддержка юридическихинициатив по ОСАГО, способствующих усилению безопасности владельцев и качества ремонта автомобилейофициальными дилерами.
В планах Комитета Автопроизводителей в отношении New Tecnologies – поддержка и продвижениелюбыхусилий, направленных на развитиерынкаинновационных транспортных средств, в том числе электрических, гибридных, автономных, а также транспортных средств на альтернативных видах топлива.
Кстати, на вопрос о малом представительстве ведущих автопроизводителей на Московском Международном автосалоне в августе 2018 года, г-н Шрайбер ответил, что это с одной стороны вызвано относительно «малым» (!) объемом российского рынка («всего лишь» пятое место в Европе), а с другой стороны «вымиранием» автосалонов как таковых ввиду перехода к более эффективной онлайн торговле автомобилями (откровенно говоря о закате автосалонов твердят уже полвека, а они все действуют – просто автопроизводителям никогда не выгодно сравнивать в лоб свою продукцию с конкурентами, теперь же для оправдания придумана отговорка про интернет-автосалоны – авт.).
В качестве альтернативы «скучному» официальному автосалону предложен интерактивный Festival of Motoring в Сочи 18–21 июля на автодроме Сочи (на котором проходит российский этап «Формулы-1»), который АЕБ совместно с Messe Frankfurt, в сотрудничестве с Goodwood, разработали и предложили компаниям – членам Комитета новый интерактивный формат автомобильного мероприятия – сочетающего в себе элементы экзотик-мотор-шоу, ярмарки развлечений и открытых дилерских площадок для посетителей всех возрастов (в том числе с семьями) и разносторонними интересами к автомобилям, включая журналистов. Справка: Комитет Автопроизводителей АЕБ функционирует в России уже 21 год (с 1998 года), объединяет 26 компаний-членов (от АВТОВАЗа до Volvo Cars, включая и подразделения General Motors CIS и FCA Russia) и 46 автомобильных марок (от Acura и Ala Romeo до УАЗа и Volkswagen с Volvo), которые отвечают за 98% продаж легковых автомобилей в нашей стране. Комитет Автопроизводителей АЕБ поддерживает партнерские отношения с международными и национальными ассоциациями и объединениями.
Загрузка